На главную страницу

- News -
- CEDIP -
- UDIP -
- Training -
- Special training -
- Children diving -
- Instructors -
- Diving centers -
- Festival - Underwater fantasies -
- Gallery -
- Divers story -
- Contacts -

Погружение на глубину 57 метров.

К этому спуску я готовился долго, так как очень хотелось достичь запланированной глубины 55 метров, провести биологические наблюдения и видеосъемки. Особенность подводного мира в нашем регионе заключается в том, что донные сообщества образуют "пятна" на дне, причем границы между ними предопределены особенностями изрезанного донного рельефа и глубиной. Каждое такое "пятно" имеет свои особенности. А с глубин более 30 метров, за пределами абразивной зоны, которую прочесывают основания айсбергов, начинается совсем другая жизнь. Пятьдесят пять метров глубина "серьезная", и к такому погружению нужно готовиться основательно. Вся техника и люди должны работать надежно и безотказно. Этому спуску предшествовали два спуска на 40 и 42 метра в этом же районе, и пять спусков на 35 метров для разведки и подготовки организма к глубокому погружению.

И вот наступает день погружения. Светит яркое солнце, термометр показывает минус один градус, дует ветерок. Легкий завтрак, медосмотр, от обеда на всякий случай отказываюсь. Выходим на Зодиаке к месту погружения. Во время спуска мне будут помогать геофизик Володя Лисаченко и повар Женя Бидненко - они уже не в первый раз обеспечивают мои погружения. Бросаем якорь и вытравливаем якорный канат. С другого борта опускаем спусковой конец с грузом на конце - тот улетает на сорок метров. Здесь крутой склон, уходящий вниз метров на 150. Еще раз проверяю основной аппарат, в котором будет проходить погружение, и запасной для декомпрессии, согласовываем сигналы и порядок действий при погружении, всплытии и декомпрессии. Декомпрессия после всплытия будет проходить непосредственно под водой на глубинах 6 и 3 метра, для чего нужно будет взять из лодки запасной аппарат.

Закрепляю на себе полипропиленовый сигнальный конец, надеваю снаряжение и переваливаюсь за борт. Дыхательный аппарат работает нормально, и на поверхности воды при выдохе из него вырываются клубы пара. Мне передают видеокамеру, и я начинаю спуск по спусковому концу. Вода вокруг светится темно-синим мягким светом. Краски постепенно сгущаются и вот я у дна, а поверхности уже не видно. Включаю мощные прожекторы видеокамеры и отхожу от спускового конца. Прожекторы высвечивают на дне скопления многолучевых звезд Labidiaster annulatus, количество лучей у которых может превышать три десятка. Здесь их много, и самых разных размеров - от десяти до шестидесяти сантиметров в диаметре. Некоторые лежат, плотно прижавшись к скалам, другие сидят на камнях, подняв вверх лучи. Здесь же можно увидеть гигантских оранжевых звезд, вес которых может достигать двух килограммов. Вокруг появляются ветвистые горгонарии Thouarella и стебельковые асцидии. По составу сообщества похоже на глубину 40 метров, по глубиномеру так и есть.

Склон становится более крутым и я скольжу вдоль него. Здесь уже другие асцидии, похожие на шарики на веревочках. Вот показалась горизонтальная площадка с небольшими серыми офиурами, которые начинают "разбегаться" в лучах прожекторов. Чуть ниже на камне величественно восседает гигантская офиура Ophiosparte gigas, более тридцати сантиметров в размахе лучей. На соседнем камне раскрыли венчики желтые морские лилии, а рядом пристроилась необычная, похожая на колючку губка Isodictya erinacea. Соседний камень занят каким-то продолговатым кремового оттенка существом, оказывается это необычная голотурия Bathyplotes fuscivinculum, совершенно не похожая на своих сородичей.

Глубиномер показывает 55 метров, запланированная глубина достигнута, а в аппарате еще достаточно воздуха. Самочувствие нормальное, азотного наркоза, который обычно должен начинаться на глубинах более сорока метров, нет. В двух метрах ниже две яйцевидных губки кремового цвета с конусными отростками, из которых торчат пучки острых игл. Одна губка отделяется легко, а вторую отделить оказывается непросто. Ее удается отковырнуть вместе с камнем, но в питомзу она уже не помещается, и ее приходится придерживать рукой. Стрелка манометра подползла к отметке 60 бар - нужно начинать подъем.

Подаю сигнал на поверхность - реакции нет, подаю еще раз. В это время стрелка ползет к 50 бар - резервный запас. Глубина 57 метров, давление 6,7 атмосферы и каждый вдох забирает из баллонов более сорока литров воздуха. Медлить нельзя и необходимо начинать подъем самостоятельно - скорее всего, полипропиленовый трос на такой длине самортизировал, и на поверхности не разобрали сигнал. Поддуваю компенсатор и начинаю подъем. Подниматься тяжело - большая глубина, питомза запонена, и еще одну губку придерживаю рукой. При подходе к 40 метрам еще раз подаю сигнал - трос уже натянулся и пошел вверх. Стрелки манометра и глубиномера быстро идут вниз - интересно, какая из них подойдет к нулю раньше?

Но вот уже посветлело, и снизу видно дно Зодиака. Выхожу на поверхность и отдаю питомзу в лодку, снимаю компенсатор с отработанным аппаратом. Мне передают запасной аппарат, и я ухожу по спусковому концу на отметку 6 метров для декомпрессии. Начинаю ощущать прохладу - вода все-таки минус 1,8 градуса, а на достигнутой глубине четырнадцатимиллиметровый костюм под давлением сжался до толщины нескольких миллиметров и естественно уменьшил свои теплоизолирующие свойства. Делаю глубокие вдохи-выдохи, чтобы быстрее выгнать лишний растворившийся азот из тканей организма и крови. Если этого не сделать, последствия могут быть неприятными. Перехожу на отметку 3 метра и нахожусь здесь еще 15 минут.

Отсидев на декомпрессии положенное время, выхожу на поверхность, а ребята в Зодиаке помогают мне забраться в лодку. Самочувствие нормальное, но усталость ощущается - все-таки 45 минут в ледяной воде на большой глубине, и почти половина времени утомительная декомпрессия. Затраченные усилия стоили того - собран редкий биологический материал, из всех асцидий взяты пробы для генетического анализа, в губках обнаружены интересные ракообразные, которые также зафиксированы для генетического анализа, а фото и видео кадры пополнили базу данных флоры и фауны Аргентинских островов.

Пока, привет всем, Андрей Утевский.

 

Фотографии из книги С. Н. Рыбакова "ЖИВАЯ АНТАРКТИКА".

посмотреть все новости из Антарктиды

последние новости :: 2011г :: 2010г :: 2009г :: 2008г :: 2007г :: 2006г :: 2005г :: 2004г :: 2003г :: 2002г :: 2001г



   первая страница*

© UDIP - Товариство українських професійних
інструкторів підводного плавання